|
Елена Черненко, Вера Рыклина, "Русский Newsweek", №21
Ижевский предприниматель Евгений Кудрявцев возмущается, когда в очередной раз слышит жалобы, что, мол, «социальные лифты сегодня не работают», «вот в 90-х можно было сделать карьеру, не то что сейчас», а «теперь выше головы не прыгнешь». «Ну не работают лифты, ну и что — подымайтесь по лестнице! —призывает он. — Это медленнее и сложнее, зато точно нигде не застрянешь». Кудрявцев знает, о чем говорит: он сам одолевал ступеньку за ступенькой.
Евгений — яркий представитель поколения молодых россиян, для которого социологи недавно придумали условное название «поколение стабильности» или «поколение Путина». Относят его к людям, родившимся между 1983-м и 1992 годами, то есть сегодняшним 1б-25-летним, и противопоставляют тем, кто вступил в сознательную жизнь в «бурные 90-е». Нынешние 20-25-летние хотя и помнят распад СССР и последующие сумасшедшие годы, но вышли из школы и стали осваивать взрослую жизнь уже в период стабилизации страны. Что касается теперешних 16-20-летних, то они знают о дефолтах и взрывах 90-х только по СМИ и рассказам родителей, а в конце мая школу закончат дети, и года не прожившие при советской власти. Изучить новую русскую молодежь в начале этого года взялись социологи из фонда «Общественное мнение» в рамках масштабного проекта «Поколение-XXI», результаты которого будут опубликованы в конце мая и которые уже сейчас оказались в распоряжении Newsweek.
УРАВНЕНИЕ С НЕИЗВЕСТНЫМИ
Первое, что бросается в глаза,— это действительно другое поколение. В нем не только не осталось ничего советского, его и постсоветским уже не назовешь. Его можно условно назвать европейским, но не стоит полностью отождествлять, например, с нынешним поколением молодых немцев или испанцев. 21-летний предприниматель из Ижевска, 24-летний политолог из Калуги и 24-летняя учительница из Подмосковья мыслят иначе, чем их российские одногодки десять лет назад. Но по мировоззрению и жизненным целям отличаются и от своих сверстников из Европы и США.
Схожесть и различия поколений во временной и территориальной плоскости во многом можно объяснить с помощью «теории поколений», разработанной в 1991 г. американскими учеными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. В ее основе — глубинные ценности людей, рожденных в определенный период и испытавших влияние одних и тех же событий (политических, экономических, социальных, технологических), воспитанных в рамках определенной семейной модели (у них схожие понятия о том, сто хорошо и что плохо, что можно делать, а чего нельзя).
Хоув и Штраус выделили в XX в. пять поколений, определили их временные рамки и набор ценностей, сформировавшихся под влиянием тех или иных событий. На Западе их теория стала мегапопулярной. В Европе и США ежегодно публикуются десятки книг о том, чем отличаются поколения друг от друга и как с этими различиями жить. От любимых рецептов поколения «молчаливых» до того, как, например, совмещать в трудовом коллективе представителей беби-бумеров и поколения X, или исследований, какие рекламные образы привлекают поколение Y (понятные и яркие —Adidas, Apple и Motorola) и как их мотивировать на работе (поощрять после каждого завершенного проекта и доверять ответственные, желательно креативные, задания).
К последним — «игрекам», известным еще как «поколение Google», «поколение Next» или millennials (живущие на стыке тысячелетий), сейчас приковано внимание большинства адептов теории Хоува и Штрауса. «Y поступают в колледж», «Y приступают к работе», «Y формируют семьи» — прилавки американских и западноевропейских книжных магазинов пестрят разнообразием спецлитературы. По возрасту это поколение частично перекликается с российским «поколением стабильности». Факторы, которые должны были повлиять на формирование ценностей, тоже во многом похожи: мобильная связь, интернет, социальные сети, массмедиа, масскультура, фастфуд. «Отсюда некоторая схожесть в иерархии ценностей, например, стремление к самореализации, мобильность и индивидуализм, — говорит Лариса Паутова, руководитель проекта "Поколение-XXI". — Но различий не меньше, и они связаны с тем, что именно значимые события и процессы формируют поколение и позволяют ему себя осмыслить, а они у нас были разными». Молодых американцев во многом сформировало 11 сентября — отсюда их нынешнее мироощущение «мир .'так относителен, жизнь так коротка». Сейчас на их картину будущего влияет финансовый кризис, ставящий под сомнение присущий предыдущему поколению карьеризм и вещизм. На ценности европейцев в значительной степени повлияли теракты в Испании, Великобритании, а также непростые экономические и социальные процессы (стагнация и безработица в Германии, этнические конфликты во Франции и т. д.). Этими событийными факторами исследователи объясняют присущие западной молодежи скептицизм в отношении карьеры и образа жизни яппи, неприятие правил, пессимизм и акцент на сиюминутных ощущениях вместо долгосрочных целей. Социологи отмечают, что это первое поколение, с юности увлекающееся антидепрессантами и активно презирающее погоню за брэндами, например, в одежде.
ПЯТЬ УГЛОВ
В России всё с точностью до наоборот. «Относительное ощущение спокойствия и уверенности, которое дает стабилизация экономики и институционализация правил рыночной и политической игры, наложило сильный отпечаток на цели, притязания и стиль жизни молодежи», — объясняет научным языком Лариса Паутова из ФОМа. Проще говоря, эта молодежь всю свою сознательную жизнь существует в условиях относительной стабильности и предсказуемости и не знает или не помнит другой жизни. «Сравнение современных молодых людей с их ровесниками в 90-х годах показывает, что заметно и весьма позитивно изменились их социальные настроения: они уверенней смотрят в будущее и спокойней относятся к настоящему», — говорит Владимир Чупров, главный научный сотрудник отдела социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН. Статистика подтверждает слова эксперта: в 1997 г. на вопрос «нравится ли вам жить в России?» утвердительно ответили 46% респондентов в возрасте 16-25 лет, в 2007-м—уже 64%. Опросив молодых людей из 63 регионов страны, сотрудники ФОМа выявили их основные качества: уверенность в себе, оптимизм, инициативность, ориентация на совмещение карьеры и семьи, аполитичность, конформизм, прагматизм и склонность к долгосрочному планированию. По сравнению с похожим исследованием 2002 г. и опросами второй половины 90-х молодые россияне теперь чаще говорят, что нацелены на успех, при этом они понимают его не так, как их предшественники. На первое место теперь выходит не материальная составляющая, а карьера и профессиональный рост. Высокая зарплата рассматривается уже не как самоцель, а скорее как бонус. Не то чтобы деньги стали менее важными, просто нынешняя молодежь никогда не «выживала» и «не сводила концы с концами», она напрочь лишена инстинкта накопления на черный день и поэтому может себе позволить уделять больше внимания другим вещам. Конечно, не все жили в роскоши, но общая стабильность давала уверенность, что даже из самых тяжелых ситуаций получится выкрутиться.
Социологи разбили современную молодежь на ряд групп с говорящими названиями согласно их мировоззрению и карьерным притязаниям — так называемые «госрезерв», «яппи», «офисный планктон», «бюджетники» ); и «пролетарии» (см. графику). По-' следние стоят несколько особняком, так как по поводу карьеры не замора-чиваются и особой жизненной философии не демонстрируют. У предприимчивого Евгения Кудрявцева из Ижевска, типичного представителя группы «яппи», уже есть квартира и машина. В 11-м классе имел первый постоянный доход, скупая у одних одноклассников поднадоевшие им компьютерные игры за копейки и перепродавая их другим чуть дороже. В 18 лет Евгений основал лабораторию дизайна «Пиксель» —создавал сайты, продюсировал рекламу, разрабатывал дизайн интерьеров. В 19 лет учредил сеть ремонтных мастерских сотовых телефонов по Удмуртской Республике «Инспектор Трубка». В 20 —запустил компанию по производству GSM-сиг-нализаций «Техносим». Сейчас Евгению 21 год. Он работает финансовым директором крупнейшего в регионе интернет-банка «Веб-капитал», руководит созданным им же Ижевским клубом предпринимателей и Молодежной палатой, заочно обучается в Удмуртском государственном университете и развивает очередной бизнес-проект. Кудрявцев зарабатывает более $10 000 в месяц, но почти всё инвестирует в дело. Деньги для него не самоцель: «Интереснее оглядываться и видеть, сколько лестничных пролетов осталось позади». Юный бизнесмен говорит, что мечтал о собственном деле сколько себя помнит: «Больше всего хотелось разрабатывать проекты и потом их воплощать. Это же круто —вчера у тебя был только бизнес-план, а сегодня уже снят офис, реклама по всему городу и очередь клиентов перед дверью». Это одна из главных характеристик нового поколения — они рано и осознанно выбирают стратегии достижения своих целей и умеют объяснять, почему избрали тот или иной путь. При этом молодые люди, как правило, воспроизводят уже существующую статусную «табель о рангах» современного российского общества, выбирая карьеру чиновника, индивидуального предпринимателя, менеджера, работника бюджетной сферы или производства. «На смену неопределенности или ожиданию счастливого случая приходит четкое понимание правил достижения карьеры и успеха: постепенность, правильный выбор образования и профессии, откладывание создания семьи, поиск связей и знакомств», —перечисляет главный аналитик ФОМа Ефим Галицкий.
ШАГ ЗА ШАГОМ
24-летнему Андрею Сущенцову из Калуги старшие друзья часто говорили, что менее практичного образования, чем исторический факультет, не придумаешь, но он не слушал и поступил в МГУ. «История представлялась мне в высшей степени прикладной наукой, хотелось ощутить твердую почву под ногами, обнаружить свое место в системе координат нашего великого и неоднозначного прошлого», — говорит уже дипломированный историк. После окончания одного вуза Андрей поступил в аспирантуру другого — МГИМО и одновременно в 23 года стал одним из самых молодых его преподавателей, начав вести курсы по прикладному анализу международных отношений на факультете политологии. Он предполагает, что в будущем пойдет на государственную службу, хотя сейчас бредит наукой, а в студенческие годы пробовал себя в других профессиях—сначала официантом, потом специалистом по PR, затем координатором в международной НПО. «Делал то, что мне нравилось, хотелось и казалось правильным, мало думая о деньгах, поскольку мои материальные потребности, мечты, они хотят попробовать себя и в других сферах. Чаще указывают, что лучше чувствуют себя в условиях стабильности, но при этом готовы экспериментировать опять же саморазвития ради. Четко осознают свои цели и знают, чем готовы жертво вать ради их достижения. Многие у зали в опросе, что готовы работать 12-16 часов, иметь ненормированн график работы, отказывать себе в
10 ЛЕТ СПУСТЯ
«Что значит "вовсе"? —возмущается 25-летняя Софья Дудник, старший секретарь крупного издательского дома. — У меня, между прочим, высшее образование и специальность, и я абсолютно осознанно работаю на ресепшен. Мне это нра-вит-ся!» Софья училась на факультете книжного дела и рекламы Московского госуниверситета печати, но уже в студенческие годы поняла, что не хочет работать ни издателем, ни рекламщиком. Только секретарем. У нее глаза светятся, когда она рассказывает о своей работе: «Как театр начинается с вешалки, так и компания начинается с ресепшена и секретарей. Думаю, не стоит даже напоминать, на- сколько важно, как и каким тоном ответит секретарь по телефону, не говоря уже о том, чтобы он ответил на все звонки. Но это не только голос, это и лицо компании. Возможно, моя приветливая улыбка ознаменует для кого-то приятное начало рабочего дня». Софья на секунду задумывается, прикусывая губу. Чувствуется, как важно ей объяснить, что ей действительно нравится работать в офисе, что «офисный планктон» — это не просто винтик бездушного механизма.
«Как старший секретарь, я подгоняю все винтики, подкручиваю гайки и слежу за тем, чтобы этот механизм работал четко и бесперебойно, вовремя замечая и предупреждая сбои,— продолжает Софья. — Сохранять серьезное отношение к работе, не превращая при этом ресепшен в сухую канцелярию, — это тоже мастерство». Софью возмущает, когда кто-то из старших друзей советует ей сменить работу ради более высокой зарплаты или должности. Ей важнее получать удовольствие от работы и прививать такое же отношение начинающим коллегам. Она мечтает когда-нибудь написать об этом книгу. А еще — обязательно выйти замуж за любимого человека и родить ему ребенка. «А лучше двух или трех. Чем не успешная карьера?» —улыбается девушка.
Сегодняшние молодые люди четко представляют, кем они будут к 30 годам. Примерно треть опрошенных связывают свой успех с профессией. Чуть больше десятой части видят себя успешными, преуспевающими людьми. О богатстве и высоком статусе говорят около 15% участников опроса. Почти каждый пятый респондент видит себя в окружении семьи— супругом, родителем, семьянином, домохозяйкой и др. Нацеленность на семью и детей — тоже одна из важных характеристик нового поколения. Они без всякого там «года семьи» и 250 000 руб. «за второго» верят в традиционные семейные ценности и мечтают о счастливом браке и потомстве. Причем и парни, и девушки одинаково. Только не сейчас. «Поколение стабильности» откладывает рождение детей, но не потому, что не верит в завтрашний день или собственные силы сегодня. Они хотят сначала отучиться, потом немного попутешествовать, затем планируют много-много работать, потом желательно купить квартиру и машину и лишь пос- ле заводить детей, подойдя к этому делу со всей ответственностью. У большинства из них в детстве был McDonald's, дешевая PlayStation первого поколения и летний отдых в Тур-циях-Египтах —они хотят дать детям больше.
ТЕРПЕНИЕ И ТРУД
У 24-летней Анны Пичугиной, преподавателя русского языка и литературы из подмосковного Куровского, в планах тоже двое-трое детей, и дать им она надеется «по максимуму». Это при том что на данный момент ее зарплата составляет чуть больше 10 000 руб. Девушка со школьной скамьи знала, что вернется в родные классы. «Я восхищалась своими педагогами и мечтала продолжить их дело,— признается она. — Почему бы не заниматься любимым делом, тем более что в последние , годы оно и в материальном плане приносит больше удовлетворения». Анна радуется, что учителям повышают зарплату, что в школу инвестируются средства и что профессия преподавателя перестает быть маргинальной и вновь получает общественное признание. Она-то готова и без денег работать сверхурочно (ведет, например, театральную студию в школе, помогает подготавливать праздники), но девушке хочется, чтобы больше выпускников педвузов шли работать по специальности: «Это же так приятно, когда видишь, что у тебя получается разбудить в детях тягу к знаниям, ощущение от качественно проведенного урока ни с чем не сравнится». В перспективе Анна планирует защитить кандидатскую диссертацию и, может быть, начать преподавать в вузе: «Если очень хотеть и много работать — всё получится».
По данным опубликованного недавно доклада Института социологии РАН «Молодежь новой России —ценностные приоритеты», современные молодые люди планируют многого добиться в жизни. При этом они рассчитывают на свои силы, так как в основном полагают, что материальное положение человека зависит прежде всего от него самого: в этом убеждены 70% россиян в возрасте от 17 до 26 лет, в то время как половина «населения в летах» считает, что их жизнь зависит от экономической ситуации в стране. Поэтому неудивительно, что достижение успехов в составе поколения «отцов» чаще ставится под сомнение, так как, по их мнению, его определяют внешние обстоятельства.
КРУТЫЕ ПАЦАНЫ
Однако внутри нового поколения вполне нашлось место и тем, кому вся эта стабильность по барабану. Правда, страна героев в лицо не узнает—Павел наотрез отказался называть свою фамилию: «Зачем мне вот эта ваша слава, а то и проблемы какие потом будут». Это выражение «а то и проблемы какие будут» — одно из его любимых, в разговоре с корреспондентом Newsweek он употребил его раз шесть, по поводу и, в общем-то, без. «Я человек маленький, мне лишние сложности ни к чему», —объясняет свою осторожность Павел. Ему 22 года, он с большим трудом окончил автодорожный техникум и на следующий же день отправился работать на мойку в центре столицы: до этого Павел трудился на автозаправке, но, получив «короч ку», решил, что достоин большего Зарплата в 15 000 руб., два выходных в неделю и «шикарные возможности» — начальник мойки обещает повышение до бригадира. «Это было бы очень даже неплохо, —говорит Павел. —Там и денег побольше, и вообще престижнее как-то». Он закуривает, задумывается и через паузу добавляет: «Хотя, конечно, может, и проблемы какие будут». Вообще, карьерных амбиций у Паши нет, ему в принципе все равно, чем и где заниматься, «главное, чтоб платили и мозг не е**ли». Но скорее всего, говорит он, так и останется на мойке —«не зря ж я в техникумеЗа последние шесть лет набор ценностных ориентиров молодежи принципиально не изменился, но акценты значительно сместились. По опросам фонда «Общественное; мнение», проведенным в 2002 и 2008 годах среди 16-25-летних, с годами наша молодежь становится целеустремленнее
без гордости говорит Паша. — Хочу "Ладу" новую купить, "Калину" вот хвалят». На новой машине, уверяет Паша, «с бабами проще будет». Сейчас с личной жизнью у него «голяк»: ровесницы предпочитают «пацанов покруче», а с «малолетками» Паше и самом}- надоело. Правда, из-за отсутствия барышни Павел не переживает, мат. придет время, и всё само собой устроится. У него уже было несколько девушек, одна даже была беременна: Паша собрался было жениться, но девушка сделала аборт. - Ну. значит, и не надо, —без тени сожаления говорит он.—Дет;:, ни ж как грибы: сегодня нет. автра полным-полно». «Друганы» у Паши сплошь с мойки да парочка из техникума: в свободное время обычно сидят во дворе, пиво пьют. Зимой — « отдохнуть культурно» можно прямо на мойке. «Раньше в подъездах тусовались, но сейчас уже как-то не по возрасту-. — уточняет Павел. —Иногда в гости ходим друг к другу». Телевизор Паша не смотрит, книги не читает, газеты не покупает, а всю информацию получает от знакомых и родственников, «иногда клиенты чего-нибудь интересного расскажут. Вот. кстати, слышала, вроде Путин развелся?!». То. что Путин уже не президент. Пашу искренне удивило и даже почти расстроило: «Тяжело, конечно, пацану». Правда, ненадолго: «Зато проблем точно меньше будет! Завидую — мне еще калымить и калымить».
ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ
Они все готовы калымить, вкалывать и батрачить. Сегодня «путинское поколение» на коне. Они готовы завоевывать мир и считают себя самым прогрессивным и адаптированным к жиз-| ни поколением чуть ли не за всю российскую историю. Во многом они правы —на их стороне технический прогресс, смелость, присущая молодым, и запас времени впереди. Но уже через несколько лет их начнет поджимать следующее «поколение Z», пока совсем никому не понятное. И вот какие проблемы будут у «игреков» и «зе-тов», социологи предугадывать не берутся. Ведь Россия — страна с устойчивой исторической традицией: у нас то, что будет завтра, предсказать нельзя. Даже в самые стабильные времена.
|